Синтетический ультрамарин

%d0%bc%d1%89%d0%bb%d1%8f%d1%84%d0%b4

Что общего у картин «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне и «Зонтики» Пьера-Огюста Ренуара? Оказывается, у них есть один общий химический компонент – синтетический ультрамарин.

Этот синий пигмент был разработан в начале XIX века, однако долгое время метод его получения оставался тайной. Исследователям из Великобритании удалось раскрыть тайну древнего рецепта. Результаты этого исследования могут помочь реставраторам, а также экспертам по установлению подлинности живописи или дать ключи.

Ультрамарин всегда был окутан мистической аурой. До получения берлинской лазури он был единственным синим пигментом в Европе, получали его из лазурита, попадавшего в Европу из Афганистана или Индии (отсюда и название, означающее на латинском языке «заморский»). Малая доступность ультрамарина приводила к тому, что художники использовали ультрамарин только для отображения наиболее важных элементов, связанных с религиозной тематикой, например – одеяний Девы Марии или Святого Петра.

jean-baptiste_guimet-_line_engraving_by_danguin-_wellcome_v0002461

Даже несмотря на появление синего синтетического пигмента, попытки воспроизвести синеву ультрамарина предпринимались неоднократно, и в 1824 году французское Общество Воодушевления Национальной Промышленности пообещало приз тому, кто создаст технологию получения ультрамаринового пигмента стоимостью менее 300 франков за килограмм. Спустя 4 года приз получил французский химик Жан Батист Жиме (Jean Baptiste Guimet), при этом ряд других химиков также предложили свои рецептуры, видимо, менее эффективные.

img-1

Синтетический ультрамарин стал доступен для художников, однако рецепт его получения долгое время оставался тайной – даже в письменной заявке Жиме, выигравшей конкурс, отсутствовали важные детали протокола синтеза – температура и время.

 

Ян Хамертон (Ian Hamerton) из Университета Суррея (Великобритания) совместно с искусствоведами из группы Николаса Исто (Nicholas Eastaugh) отыскали в архивах все исходные рецепты синтетического ультрамарина, чтобы понять – возможно ли восстановить исторически точную рецептуру. Как заявляет исследователь, воспроизведение старых рецептов шло методом проб и ошибок в интерпретации синтетических протоколов того времени, так например, им приходилось подбирать температуру по фразе «нагревали на пламени вишневого цвета».

После окончательной расшифровки и практической отшлифовки старого рецепта исследователи продемонстрировали, что полученный ими ультрамарин полностью аутентичен историческим образцам (естественно, чтобы исключить субъективность, присущую человеческому восприятию, применялся спектральный анализ). Метод получения искусственного ультрамарина во всех деталях описан в статье, при этом исследователи отмечают, что метод нельзя назвать простым, в частности, одним из этапов является высвобождение серной кислоты при 500°C.

Специалист по истории искусства Катлин Хонигер (Cathleen Hoeniger) из Королевского Университета Онтарио результаты исследования могут помочь реставраторам, которым зачастую необходимо воспроизвести условия создания полотна, добавляя, что из-за большого количества неточностей в рецептах XIX века их очень сложно воспроизводить, но это необходимо для сохранения культурного наследия.

Ну а для тех кто хочет попробовать себя в реставрации Моне, встать на скользкий путь подделки картин или просто нарисовать что-то, используя синий пигмент, аутентичный пигментам Моне и Ренуара, вот вам рецепт, опубликованный в статье:

Каолин (5.00 г) в течение ночи прогревать в муфельной печи при  600°C. Активированный таким образом мета-каолин охладить  до комнатной температуры и немедленно смешать с безводным карбонатом натрия  (1.00 г), серой (0.60 г) и битумной эмульсией (0.12 г). Образующуюся в результате серая пасту растирать с помощью агатовой ступки и пестика в течение 20 минут до образования бледного серо-желтого однородного порошка. Из полученного порошка сделать таблетки массой по 0.30 г, которые  поместить в алюминиевый тигель, который прикрыть для ограничения доступа воздуха. Тигель поместить в предварительно нагретую до  750°C  муфельную печь и не тревожить 4 часа. Затем извлечь тигель и дать ему остыть до комнатной температуры. Образующиеся темно-синие таблетки размолоть — вот вам и синтетический ультрамарин.

Реклама

Синтетический ультрамарин: 2 комментария

  1. «поместить алюминиевый тигель в печь при 750°C» (450°C ??)
    — или температура не та, или тигель не алюминиевый, или тигель сплавляется с таблетками ультрамарина, т.к. Тпл. чистого алюминия 660°C, а у сплавов обычно ниже.

    Нравится

    1. Это надмозг. Alumina crucible часто переводят, как алюминиевый тигель, а на самом деле имеется в виду тигель из окиси алюминия. Алундовый, по-русски.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s